лекция 1

История — это наука?...

Виды источников и их значение. Особенности исторической науки у магов.

В самом деле, если даже считать, что история ни на что иное не пригодна, следовало бы всё же сказать в её защиту, что она увлекательна.

— Марк Блок.

Последние часы перед первой лекцией были адовыми: краска подсохла не во всех частях кабинета, портреты знаменитых магических историков, так и не вывешенные на стены, недовольно кряхтели-сопели в углах, хронологические таблицы свернулись в рулоны и стыдливо прятались за преподавательским столом. Одним словом, новоиспеченный стажёр решительно не успевал навести должный марафет перед триумфальным открытием; это, впрочем, не особо его волновало сегодняшнее занятие не подразумевало активного обращения к иллюстративному материалу, а краска… ну, успеется. Потому когда чинно прозвенел колокол и ученики расселись по местам, Флинн очаровательно улыбнулся аудитории.

— Добрый день, коллеги. Приветствую Вас в кабинете Истории Магии. Прежде чем мы приступим к непосредственному изучению истории волшебного и чудесного, стоит обка… обговорить несколько принципиально важных вопросов.

В своём курсе я буду регулярно обращаться не только к истории магии и магов частности, но и к маггловской истории. Я не буду заставлять вас зазубривать понятие «истории» — оно слишком многогранно и спорно. Некоторые утверждают, что история лишь познавательный приём, другие считают, что история никакая не наука, а скорее разновидность искусства; существует трактовка истории как рассказа о прошедших социальных событиях. Мы же сойдёмся на изречении одного маггловского историка: «История — это то, чем занимаются историки». А раз уж мы с вами историки (пусть и потенциальные), то будет закономерно задать себе следующий вопрос: а чем мы, собственно говоря, будем заниматься в рамках этого курса? Чем таким интересным занимаются историки?

Копаются в старине, конечно же.

История по сути своей включает в себя различные аспекты и направления: мы можем изучать историю еды, которую употребляли волшебники предыдущих эпох, техники приготовления пищи и культуру потребления; можем коснуться политической истории и обсудить различные доктрины и идеологии, конструируемые колдунами из века в век; затронуть историю ритуалов и обрядов среди чародеев, изучить символику волшебной палочки летательной метлы, истоки этих образов. Всё это будет представляет огромный интерес для научного сообщества, но нас ставит в узкие рамки: коснуться всего мы не успеем чисто физически — не хватит времени.

А теперь очередной вопрос: что значит быть хорошим историком?

Студенты стали робко тянуть руки «это значит быть объективным», «обладать знаниями во всех областях истории», «шагать в ногу с современными веяниями»...

Все ваши ответы вполне обоснованы, одобрительно покивал Флинн, слушая новые и новые версии про «хорошего историка», — но я предлагаю рассмотреть следующую формулу:

Обучение ремеслу историка включает в себя одновременно критический анализ, умение формулировать проблему и знание источников.

С критическим анализом, в общем-то, всё ясно: он подразумевает общую логику, установление фактов и следование им, умение грамотно сопоставлять документы, находить несоответствия, не принимать утверждения чужих лиц на веру. Если Вы при анализе источника задумываетесь: насколько был искренен автор документа? были ли у него причины врать или приукрашивать? то с критическим взглядом у Вас всё в порядке.

А вот во фразе «умении формулировать проблему» кроется основная цель нашего курса. Дело в том, что вплоть до XX века была популярна история событийная, повествовательная её задачей было изложение событий в хронологическом порядке, зачастую в формате увлекательного (или не очень) рассказа. Получалось красивое, почти литературное изложение, которое имело большой спрос среди публики, но невысокую исследовательскую ценность. В современной исторической науке подходы изменились: на первый план встают вопросы, которые исследователь ставит перед собой. Вопросы составляют основу исторического исследования, двигают его вперед, позволяют ему оформиться и приобрести научно-исследовательский смысл. Зачем нам изучать, допустим, повседневную жизнь магических поселений, если перед этим мы не спросим себя: как они функционируют, как они эволюционировали со временем ? Иными словами что именно мы хотим получить от исследования? Проблемы подобного формата мы и будем ставить в ходе наших занятий.

Тут неизбежно возникает вопрос об исторических источниках. Исторический источник всё, из чего черпается материал для истории. Нельзя построить исследование без определённой базы фактов; даже исторические спекуляции основаны на них, пусть и криво интерпретированных да ложно истолкованных. Факты мы извлекаем Как правило, источники и в маггловской, и в магической науке принято различать на следующие группы:

1) вещественные источники;

2) изобразительные источники;

3) делопроизводственная документация;

4) периодическая печать (газеты и журналы);

5) документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма);

6) литературные памятники;

7) публицистика и политические сочинения;

8) законодательные акты;

9) фольклор и поведенческие источники (обряды, обычаи).


Вещественные источники мы будем разбирать на следующем занятии . А вот источники личного происхождения, если задуматься — вещь крайне ненадёжная. Мемуаристы понимают, что их текст будет иметь читателя, поэтому невольно приукрашивают действительность, стремясь оправдать совершенные поступки и выставить себя в более выгодном свете. Дневники и письма, хоть и дают более искренние суждения современников и по своей природе склонны к открытости (так как служат в первую очередь средством рефлексии, где человек или волшебник выплескивает эмоции максимально честно), но тоже могут содержать неверные, искажённые сведения. И даже документация — вещь, казалось бы, максимально безличная и точная, с лёгкостью будет содержать ошибки, дальнейшие исправления, неточности. Стоит ли говорить о всевозможных исторических подделках в документах: кто-то исходит из материальной выгоды и исправляет завещание, другие стремятся к славе и намеренно создают историческую «сенсацию» путём фальсификации, третьи хотят добавить себе в родовое древо парочку чистокровных волшебников. . . Способов намеренно изменить прошлое великое множество, и не всегда критический анализ придёт нам на помощь.


Карикатура на злобу лекции.

Флинн внимательно оглядел аудиторию, словно пытаясь оценить степень заинтересованности. Студенты молчали; один Мерлин знал, что творилось в их головах в этот момент.

Все эти несостыковки между ожиданиями и реальностью вызвали тяжёлый кризис в маггловской исторической науке конца ХХ века. Историки задали себе резонный вопрос: если мы не можем распознать достоверность всех источников, то как нам реконструировать объективную реальность прошлого, возможно ли это вообще? Ответ, к слову, ищут до сих пор. Но что до исторической науки волшебников? Есть ли здесь существенные отличия, а если и есть, то в чём они состоят?

Во-первых, у нас есть свои специфические материальные источники. Обломки котлов, древние артефакты, древки мётел, которые маги-археологи извлекают из земли. Не обделены мы и письменными источниками: значительный комплекс мемуаров и эпистолярии знаменитых волшебников, богатые коллекции документов хранятся в архиве Министерства Магии, а в антикварной лавке Косого переулка Вы сможете отыскать гримуары — средневековые книги с заклинаниями и магическими практиками. Правда, из-за массовой охоты на колдунов и волшебниц в Средние века часть документации была либо уничтожена самим магическим населением, либо до сих пор тщательно аккумулируется в локальных семейных архивах. Во-вторых, особую роль в магической истории играют изобразительные источники: листовки, обложки книг, барельефы и фрески, а особенно — портреты известных волшебников. В большинстве своём изображённые на таких портретах волшебники могут лишь передвигаться, воспроизводить характерные черты прототипа и произносить коронные фразы. Да и в целом они являются продуктом творчества художника, в котором отображается лишь образ когда-то живущего мага, со всеми вытекающими отсюда условностью и утрированием. Однако есть и исключения: портреты могущественных колдунов зачастую наделены прижизненными знаниями и воспоминаниями изображённого, что даёт богатую исследовательскую почву для нас, историков. Попробуйте как-нибудь на досуге разговорить один из хогвартских портретов — уверен, узнаете много любопытного.

Но, пожалуй, самый интересный исторический источник, который находится в распоряжении магов это. . . их воспоминания. Только не зафиксированные на бумаге, а собранные с помощью волшебной палочки. Думаю, все уже догадались, о чём идёт речь.

Чиз не стал томить своих слушателей, и на столе появилась неглубокая каменная чаша, инкрустированная драгоценными камнями школьный Омут памяти, любезно одолженный стажёром из директорского кабинета.

Этот источник уникален сразу по нескольким причинам. Он даёт возможность не только просматривать собственные воспоминания, но и воспоминания наших многочисленных предшественников. Кроме того, при просмотре чужих воспоминаний мы будем видеть картину со стороны: прекрасная возможность посмотреть воспоминания практически «из первых рук» — получается такое своеобразное путешествие во времени. На выходе мы имеем не только детальное воспроизведение исторической картины при этом, прошу заметить, и визуальное, и аудиальное, но и объективное. Изучая письменный источник, мы невольно попадаем под оптику чужого мировоззрения; наблюдая картину своими собственными глазами и обладая знаниями о реалиях той эпохи, можно реконструировать истинное полотно истории и перевернуть науку. Согласны?

Ребята ощутимо смутились. Наконец, послышалось неловкое: «наверное?. . .».

— Если бы всё было так просто, — Флинн горько усмехнулся и будто бы вздохнул, — к сожалению, это не так. И на то есть свои причины.

Обращаться с Омутом памяти легко только на первый взгляд. На самом же деле ориентироваться в чужих воспоминаниях, нащупывать нужные узлы памяти навык крайне сложный, требующий долгой подготовки и соответствующего образования. Да и после обучения далеко не каждый волшебник решается использовать Омут на длительной основе: для этого нужны недюжинная сила воли, хладнокровность, педантизм. Есть причины и более прозаичные: Омут дорогостоящая покупка и редкий товар на магических рынках. И даже если Вам удастся его приобрести, то появляются сложности иного плана: воспоминания вещь интимная, личная. Поэтому по традиции артефакт и хранящиеся в нём воспоминания хоронились вместе с волшебником после его смерти. Некоторые, конечно, завещали воспоминания семье или отдавали их на благо исторической науки. И сейчас в архиве Министерства Магии хранится относительно неплохой комплекс воспоминаний известных чародеев и колдунов. Вот только…

Нежданно-негаданно подал голос школьный колокол.

Что ж, о других причинах уязвимости использования Омута памяти вы поразмышляете в домашней работе. Она, кстати, на доске. До встречи!
Домашнее задание:

1. Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать историк? Если угодно — составьте словесный портрет историка. Качества, разумеется, нужно обосновать. (2 балла)
2. На лекции мы говорили о специфическом для волшебников историческом источнике — Омуте памяти. В чём заключается уязвимость этого источника? Постарайтесь назвать не менее 2-х причин, помимо тех, что были перечислены в лекции. (5 баллов)
3. Вы — историк магии, в данный момент занимаетесь исследовательской работой на тему: «Быт и повседневная жизнь студентов-волшебников: на материалах школы волшебства и чародейства Хогвартс». Какие источники будете использовать при написании работы? Учтите, что назвать нужно конкретные источники, а не их виды (например, ответ «письменные» — плохой, а «письма студентов родным, близким и друзьям» — уже другое дело). Назовите 5−7 источников с кратким объяснением, почему вы их выбрали. (5 баллов)

Дополнительное задание:

1. Дополнительный вопрос: Как Вы думаете, уместно ли касаться маггловской истории при изучении истории волшебников? Задумайтесь о политическом контексте этого вопроса. (5 баллов)
2. Работа с источником: Возьмите любую сказку барда Бидля (если у Вас нет личного экземпляра — загляните в библиотеку), тезисно оформите и кратко поясните те исторические детали, которые вы в ней обнаружите. (15 баллов)
3. Эссе: «Как маги фальсифицируют свою историю» // «Универсальность письменных источников в исторической науке магов: аргументы за и против». // «Востребованность и популярность биографики: актуальны ли сегодня биографии известных волшебников и волшебниц?» (20 баллов)
4. Сочинение: «В творческой лаборатории историка» // «Воспоминания волшебника XV века: путешествие через омут памяти» // «Мой опыт устной истории: интервью с факультетским привидением или портретом одного из директоров Хогвартса» (20 баллов)
5. Творчество (рисунки/ стихотворения/ коллажи/ песни).

Материалы по теме лекции & использованная литература:



1) А. Про. Двенадцать уроков по истории.

2) Дж. Коллингвуд. Идея истории.

3) М. Блок. Апология истории или Ремесло историка.

4) Д. Лоуэнталь. Прошлое — чужая страна.

5) Зачем фальсифицируют историю, Arzamas.

6) Pensieve By J.K. Rowling, Pottermore.

7) Hogwarts Portraits, Pottermore.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website