лекция 2
Пространство истории и вспомогательные дисциплины
Периодизация. Археология и этнография. Вспомогательные исторические дисциплины – руки и ноги исторической науки.

Хронист, перечисляющий события, не делая различия между большим и малым, тем самым придерживается истины: ничто из случившегося однажды не должно пропасть для истории.

 Вальтер Беньямин.

Октябрьские простуженные дни давали о себе знать через приоткрытые окна в кабинет просачивался противный холодный ветер, заставляющий учеников поплотнее запахнуться в мантии разных цветов и мечтать о кружке горячего шоколада в общей гостиной… а вовсе не о методологии истории и прочих теоретических вещах. Флинн бы и сам рад перейти к лесам с драконами и прочим свистопляскам, но коварная штука под названием «учебный план» требовала другого.

Рад приветствовать Вас на очередной лекции по Истории Магии! Сегодня мы коснёмся тех узловых вопросов, без которых сложно двигаться дальше по пути изучения исторической науки.

Для чего нужна периодизация ? Сами историки часто настаивают на её условности эпохи наслаиваются друг на друга, несовпадения между типами цивилизаций и культурными ареалами дают о себе знать, да и самих вариантов периодизаций за время развития истории как науки накопилось так много, что вечные споры о «корректной» до сих пор кипят среди научных кругов. Однако периодизация нам всё же нужна как совокупность необходимых временных ориентиров, позволяющих «успешнее приручить прошлое».

Членение первых двух ступеней развития человеческого общества обычно не вызывает вопросов: это период Первобытного общества (2,5-2 млн. лет назад – IV тыс. лет до н. э.) совпадающий с началом палеолита(каменного века) и период Древнего мира (IV в. до н.э – V в.), который включает в себя образование и упадок государств Древнего Востока (мы с вами на лекциях затронем Месопотамию и Древний Египет), Древней Греции и Древнего Рима. А вот со Средними веками ситуация обстоит сложнее. Я придерживаюсь концепции долгого средневековья, суть которой — длительное развитие базовых структур общества. Предложил её французский историк Жак Ле Гоффон выделил эпохи поздней Античности (с III по VII в.), раннее Средневековье (с VIII по X в.), классическое Средневековье (с XI до середины XIV в.), позднее Средневековье (с XV по XVI в.), Новое время (с XVII до середины XIX в.). Новейшее время с начала XX века по настоящий момент.

В целом периодизация магов и магглов совпадает она универсальна, да и история магов и не-магов до определенного момента была тесно переплетена. Только для волшебников ключевые события, которые разграничивают эпохи, несколько отличаются. Так датой-разграничителем Средневековья и Нового времени историки магии считают конец XVII в., когда был принят Статут о Секретности в Европе и аналогичный ему, но более радикальный закон Раппапорт в Северной Америке. Изоляция магического сообщества и скрытие деятельности волшебников действительно породили новый мир, открыв следующую веху развития магического сообщества.

Другой предмет нашего разговора вспомогательные дисциплины и отрасли исторической науки. Начнём мы со вторых.

Археология отрасль исторической науки, изучающая прошлое человечества преимущественно на основе вещественных исторических источников, или археологических памятников в широком смысле слова. Главная задача археологии используя вещественные источники, путём всестороннего анализа, реконструировать исторические процессы, объекты и факты. Основным способом добычи археологического материала являются полевые экспедиции, в ходе которых из культурного слоя извлекаются археологические артефакты (всё многообразие деятельности людей и волшебников от следов золы от пепелища, разрозненных кусочков керамики и каменных обломков до золотых монет и старинных магических артефактов), обрабатываются и анализируются. На их основе впоследствии пишутся отчёты и научные статьи, а затем, как правило, артефакты отправляются в музей. Вынужден сказать, что археология наука сложная не только в методологическом плане, но и с точки зрения морального и физического комфорта. Приходится жить по несколько месяцев в поле, терпеть природные невзгоды и выполнять множество рутинной, физически тяжелой работы. Нам, волшебникам, с этим безусловно проще: магически усовершенствованные палатки практически заменяют дом, а с помощью волшебных палочек гораздо проще выполнять предварительные полевые работы, например, снятие дёрна самого верхнего слоя земляного покрова. И всё же, для некоторых неподготовленных магов археологическая экспедиция может стать достаточно трудным испытанием.

Вторая, не менее важная отрасль, этнографиянаука, основным объектом изучения которой являются народы (в нашем случае магического мира), их отличительные особенности материальной и духовной культуры, обычаи и ритуалы. Основные источники, на которых строится этнографическое исследование письменные фиксации (интервью и опросы), фольклорные данные, вещественные материалы (предметы быта, одежды и украшения, разная утварь). Как и в случае археологии, этнографическое исследование проводится в формате полевых экспедиций, только здесь ключевой момент обладание способностью разговорить собеседника, умение найти к нему подход, задать нужный и подходящий вопрос. Ведь согласитесь, наладить контакт с гоблином и вывести его на разговор о народных обычаях гораздо сложнее, чем беседовать о местных быличках и сказках с милой старушкой-волшебницей на окраине Годриковой впадины. И кстати, про беседы... хорошему этнографу необходимо уметь слушать. Долго и внимательно слушать, да.

Судя по сдержанной реакции некоторых студентов с львиными и змеиными нашивками, перспектива участия в этнографической практике их не сильно привлекала.

— У нас ещё остались вспомогательные исторические дисциплины, верно? Тогда, — Флинн взглянул на часы, мирно глотающие цифры своим стрелочным языком, — тогда кратко по ним пробежимся, и я Вас отпущу.

Я не зря назвал вспомогательные исторические дисциплины руками и ногами исторической науки каждая из них изучает специфическую группу источников, их внешние призраки, материалы, из которых они изготавливались. Данные дисциплины отличает особая щепетильность по отношению к физическим и содержательным характеристикам. Зачем это надо? Для того, чтобы наиболее полно и глубоко составить картину исследования, показать культурный контекст, — ведь мы, изучая определенную историческую эпоху, оперируем такими данными, как деньги, семейные связи, названия, печати и бланки и т.д. Впрочем, посмотрим предметно: ономастика занимается изучением имён собственных, нумизматикамонетами и денежными системами, сфрагистика печатями, эпиграфика надписями на твёрдых объектах (камень, металл, глина), генеалогия вопросами происхождения родов и семей, археография правилами и методами издания исторических источников, геральдикагербами. Полный список исторических дисциплин вы сможете посмотреть в учебнике.

— Думаю, Вам пора идти на следующее занятие, — задумчиво протянул пуффендуец после первого характерного звона, — удачи, и не забудьте про домашнее задание.
Домашнее задание:

1. Как Вы думаете, почему именно вокруг периодизации Средневековья возникает столько споров в научном сообществе? Учитывайте историческую науку конкретно у магов. (5 балла)
2. Этнография или археология? Что ближе Вам — и почему? (3 балла)
3. Будь Вы профессиональным историком, какую тему для исследования выбрали бы и почему? (4 балла)

Дополнительное задание:

1. Дополнительный вопрос: Что такое междисциплинарный подход? С какими дисциплинами взаимодействует история, методы каких наук использует? (нужно указать как минимум 5 магических наук и дисциплин) (5 баллов)
2. Сочинение: «Я — участник этнографической экспедиции» (важно: меня интересует не столько чёткая последовательность действий из серии «пришёл-увидел-спросил-потрогал», сколько общая логика и конкретно Ваш подход к этой проблеме: какие культурные объекты Вас заинтересуют? что будете спрашивать? какими тактиками и подходами будете пользоваться, чтобы разговорить собеседника и т. д. Для опроса можете выбрать представителей любого магического народа) // «Портрет археолога: характерные черты, внешний вид, образ жизни» (важно: меня интересует исключительно Ваше представление археолога! Пишите, исходя из собственных представлений). (20 баллов)
3. Эссе: «Анализ символики герба одного из факультетов Хогвартса» // «Моё видение исторической периодизации магического сообщения» // «Мемориальная культура и политика памяти в волшебном мире» (важно: подумайте, кому и зачем ставят памятники в магическом мире, каких волшебников предпочитают помнить, а каких предавать забвению или порицанию). (20 баллов)
4. Доклад: «Археологические периодизации: виды, эволюция, история появления» // «Современные направления исторической науки: историческая антропология, история ментальностей, микроистория» (одно направление на выбор) // Доклад по любой вспомогательной исторической дисциплине. (15 баллов)
5. Творчество (рисунки/стихотворения/коллажи/песни)

Материалы по теме лекции & использованная литература


1. Вспомогательные исторические дисциплины, учебник.

2. Археология, учебник.

3. Историческая антропология, учебник.

4. К. Гинзбург. Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю // Мифы - эмблемы - приметы. С. 287-321.

5. М. Пастуро.Геральдика.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website