лекция 4

Магия древности: основные виды

Почему шаманом быть трудно, что такое камлание и зачем нужны тотемы.

у шамана три руки

все растут не из плечей.

(с)

Лекция должна была вот-вот начаться, а Чиз хаотично пытался проявить все свои художественные навыки в полном объёме: на школьной доске разрастались леса-моря-небеса и обряженные в весьма специфические одежды люди, которые почему-то летали между этими пространствами. По лицам студентов пуффендуец понял, что на данном этапе обучения было понятно только то, что ничего не было понятно.

— Всем доброго утра, коллеги, утро было действительно добрым: за последней партой гриффиндорец клевал носом, прикрываясь свежим учебником по Истории Магии. Флинн деликатно откашлялся и чуть повысил голос. — Сегодня на повестке дня у нас виды магии древности, их разбор, а также первая встреча с фигурой колдуна, пусть и не в совсем привычном для нас понимании.

Закономерно, что эволюция механизмов сотворения магии продвигалась медленно, а знакомые нам технологии магических практик и используемые в них инструменты в основном сформировались в период позднего Средневековья. Потому стоит отметить, что магия древности была крайне неоднородна и пестра из-за отсутствия разработанной системы заклинаний и обучения магическому ремеслу передача знаний от поколения к поколению осуществлялась фрагментарно. Высокая смертность лишала молодых людей, обладающих зачатками магического дарования, опытных наставников, а практики волшебства носили практически во всех случаях утилитарно-бытовой характер вызвать дождь, привлечь удачу на охоте, отомстить врагу… на этой фразе ученики почему-то заулыбались; видимо, какие-то вещи остаются актуальными и по сей день.

Есть и другая проблема до нас дошло удручающе ничтожное количество источников по этому историческому периоду. А те, что дошли преимущественно материальные, изобразительные, что в некоторых случаях обозначает весьма условную трактовку тех или иных черт магии древности.

Если мы попытаемся выделить какие-то общие виды магии древности, то первыми источниками волшебства для людей были:
а) примитивные объекты и артефакты, наделяемые магическими свойствами;
б) сама природа, которую воспринимали как одушевлённый, живой организм, с совокупностью духов, что наполняют его от и до;
в) представления о кровном родстве с тотемами разными видами животных и растений, дарующими блага при обращении к ним.

В первом случае мы имеем дело с фетишизмом, во втором с анимизмом, в третьем с тотемизмом. Чаще всего эти виды практик комбинировались, а также в разных регионах имели разное проявление в формате ритуалов, традиций, материальных и визуальных отображений.

Мы оставим за рамками нашего разговора отношение маггловских историков к этим проявлениям магии древности: некоторые считают их формами архаической религии, другие первобытной классификационной системой. Очевидно, что не все древние люди, поклонявшиеся тотемам и верящие в пронизанную духами природу, обладали волшебным даром и способностями к колдовству. Уместнее говорить о подавляющей вере в магию среди всех представителей человеческого общества и о авторитете фигуры волшебника в общине или племени. Кстати, о фигурах. . .

Пуффендуец обратил внимание студентов на доску со схематичным рисунком:

Шаманский лечебный рисунок с изображением духов Вселенной и духов-помощников шамана

Ключевым моментом нашего сегодняшнего повествования станет ещё одна форма магии древности — шаманизм. Это система магических практик и представлений Сибири и Центральной Азии (впрочем, отдельные характерные черты шаманизма присутствуют в регионах Северной, Центральной и Южной Америки), во главе которой стоит шаман — символический посредник между миром людей и миром душ или духов. Способность проникать в верхние миры достигается путём методики экстаза специального изменения своего сознания, а сам шаманский ритуал назывался камлание. Начало складывания культуры шаманизма историки магии традиционно относят к палеолиту, практики же шаманизма существуют и по сей день.

Почему феномен шаманизма так важен для нас? До этого фигура мага высматривалась смутно, была собирательным образом из обрывков и крупиц дошедшей до нас информации. Шаману, как мы выяснили, отводилась функция символического посредника между мирами, однако здесь мы впервые сталкиваемся с персонифицированным колдовством, фигурой человека, наделённого магическим даром и способностями этот дар реализовывать. Он был сопряжен с многочисленными потерями: как физическими (например, шаман мог протащить сквозь своё тело стрелу, чтобы избавить от боли своего соплеменника; все страдания больных он также проводил через себя; более того посвящение в шаманы сопровождалось чередой истязаний, отрубания частей тела и обливания холодной водой), так и духовными (шаманов часто мучили фантомные боли, сновидения, да и путешествия между мирами сильно изматывали).

Более того известно, что в некоторых шаманских культурах (коих было и есть огромное множество), магические способности передавались по наследству или же через поколение. Вопрос заключался в развитии и оттачивании этих способностей, поскольку шаман сначала старался противостоять судьбе и отвергать дар, но затем смирялся и проходил мучительный путь инициаций, в конечном итоге обретая духов-покровителей, знания и соответствующую силу.

Тунгусский шаман протаскивает сквозь одежду стрелу

Вселенная в миропонимании шамана состоит из трех частей, разделяясь на верхний (который членился на ещё одни составляющие), средний и нижний мир это деление обычно изображалось на шаманских бубнах.

Бубен шамана с изображением предка шамана

Ещё одна интересная тема для обсуждения это шаманская атрибутика. Бубен был центральным звеном инструментария умение шамана обращаться с ним эквивалентно нашим навыкам владения волшебной палочкой, но важную роль играл и шаманский костюм, украшенный животной символикой оленями, птицами, медведями; костюмы и головные уборы с изображением птиц ценились особенно, поскольку помогали шаману осуществлять полёт в верхние миры. Для предсказаний использовались палочки с насечками, лопаточные кости. Якутские шаманы предсказывали будущее с помощью колотушки если она падала правильной стороной (кверху), то ответ был положительным; наоборот отрицательным.

Закончим сегодняшнюю лекцию на общественных функциях шаманов. В первую очередь шаман был духовным вождём племени, хранителем устного наследия и культурных традиций, а порой и его практическим главой. Кроме того, он исполнял функцию проводника душ спускался в нижний мир, чтобы найти и вернуть душу больного, в результате чего восстанавливал единство души и тела человека, его здоровье. С этим было тесно связано и врачевание, которое наравне с проводничеством душ входило в основные обязанности шамана. Шаман также занимался предсказанием будущего будь то погода, исход битвы или судьба новорожденного. Как мы можем заметить, комплекс шаманских обязательств был очень объёмным, плотным и духовное предводительство, и целительство, и предсказания.

Рисунки из маньчжурской шаманской рукописи XVIII в.

. . .«Когда шаманка в первый раз встает и певучим голосом молится, бьющий в бубен пять раз ударяет в бубен,

а звенящий погремушкой три раза звякает погремушкой».

Колокол настойчиво звенел, а студенты недвусмысленно сверлили взглядом разговорившегося стажёра — да, лекцию давно уже пора было заканчивать…

Это лишь малая часть того, что я успел вам рассказать. Надеюсь, вы обратитесь к стенду с дополнительной литературой, чтобы заполнить лакуны и расширить познания всё же тема невероятно увлекательная. А пока запишите домашнее задание.
Домашнее задание:

1. На лекции мы разбирали магическое явление под названием фетишизм. Порассуждайте над тем, какие объекты/предметы могли служить инструментами для магических практик (иными словами — какие предметы могли быть вместилищами духов). Приведите пример символического фетишизма в современном магическом мире (подсказка: ответ частично есть в лекции). (6 баллов)
2. Представьте и опишите встречу современного шамана с британским магом. О чём они могли бы поговорить? Какие трудности и недопонимания возникли бы между ними? (6 баллов).

Дополнительное задание:

1. Эссе: «Различия между колдуном и шаманом: внешние оформления традиционной практики» // «Многоликий шаман: названия шаманизма в разных культурах и их этимология» (20 баллов)
2. Сочинение: «Я участник камлания: впечатления и наблюдения историка» // «Повседневная жизнь древнего колдуна». (20 баллов)
3. Доклады: «Шаманская атрибутика — виды, значение, символика» // «Посвящение в шаманы и феномен шаманской боли» // «Духи-покровители: способы коммуникации, их роль в жизни шамана». (15 баллов)
5. Творчество (рисунки/стихотворения/ коллажи/ песни).

Материалы по теме лекции & использованная литература:



1) М. Хоппал. Шаманы - культуры - знаки.

2) А. Смоляк. Шаман: личность, культура, мировоззрение.

3) А. Леманн. Иллюстрированная история суеверий и волшебства.

4) В. Харитонова. "Шаманская болезнь" российских колдунов.

5) Шаманская болезнь, ПостНаука.

[Автор арта на обложке — Eelis Kyttänen]

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website